Про инновации: образование, доступное каждому

Развитие информационных технологий в мире заметно изменило многие сферы профессиональной деятельности, сделав процессы передачи информации более эффективными и быстрыми. На очереди область образования: ведущие мировые университеты стали активно выкладывать в интернет различные лекционные материалы, экзамены и домашние задания. Сегодня это движение приобрело название «Открытые образовательные ресурсы».

По определению ЮНЕСКО: «ООР — это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе либо выпущенные с лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям».

Главной задачей каждого такого ресурса является возможность предоставления доступа к качественному образованию широкому кругу людей.

Чиновники понимают, что данный вектор развития образовательной системы верен, но сам процесс роста числа ресурсов и их качества связан с определенными сложностями.

Права собственности в открытом информационном пространстве

Одной из острых проблем, препятствующих распространению ООР, у нас в стране — это правовой аспект. Любые материалы, распространяемые в форме свободных ресурсов, являются объектом авторского права или, проще говоря, интеллектуальной собственностью.

Руководитель программы EIFL по вопросам интеллектуальной собственности Тереза Хакет напомнила, что в международной практике авторские права находятся под автоматической защитой.

«Выходом стало появление идеи открытой лицензии для публикации. Такой подход лег в основу лицензии Creative Commons (СС). Это некоммерческая организация, которая предлагает простой стандарт предоставления разрешения на использование творческой деятельности. Здесь нужно учесть, что СС — вовсе не альтернатива авторскому праву, а инструмент по его управлению», — подчеркнула она.

Однако в нашем законодательстве не предусмотрена передача прав на беспрепятственное копирование и распространение интеллектуальной собственности третьим лицам посредством подобного рода лицензий. В настоящий момент единственным законным основанием для использования ООР в Кыргызстане является письменное согласие автора, которое очень трудно добиться.

Однако, как заметила на конференции «Открытые образовательные ресурсы и цифровое образование» юрист Айсулуу Чубарова, в Кыргызстане об открытых лицензиях только начинают говорить.

«Несмотря на всю неоднозначность положения ООР, мы все равно продолжаем работу, надеясь на скорую адаптацию свободных лицензий в нашей стране»,- сказала она.

Законодательное утверждение СС в странах – процесс сложный, но крайне необходимый для дальнейшего развития всего движения. По оценкам экспертов, при наличии достаточной инициативности со стороны заинтересованных сторон и политической воли процесс адаптации занимает до двух лет. На апрель 2010 года СС было адаптировано на законодательном уровне в пятидесяти двух странах.

Открытое образование

Открытое образование — доступное образование, понимаемое в отдельных случаях, как еще и бесплатное.

В нашей стране уже разработана стратегия развития открытых образовательных ресурсов, и сейчас она дорабатывается. Об этом сообщила представитель рабочей группы по разработке Концепции ООР Нина Багдасарова на международной конференции «Открытые образовательные ресурсы и цифровое образование».

В Проекте Концепции развития ООР сказано, что использование таких ресурсов существенно расширяет выбор и возможности каждого педагога и ученика и позволяет продвигать инновационные методы обучения в период образовательных реформ.

«ООР поднимают на новый уровень возможности государств распространять учебные материалы, доступные для разных групп детей, включая материалы на языках меньшинств и предназначенные детям с ограниченными возможностями», — отметила Багдасарова.

Наша страна имеет все предпосылки перейти к открытому образованию. В министерстве образования уже начата подготовка к этому процессу. Будет проведена оцифровка школьных учебников, которые к 1 сентября текущего года будут выставлены на сайте ведомства.

Однако такого оптимизма не разделяет  менеджер программы «Свобода информации» Фонда «Сорос — Кыргызстан» Лира Самыкбаева. Она считает, что в такой малый срок министерство образования не успеет уложиться.

Представитель Национального центра Информатизации в Казахстане Гульмира Нургалиева и вовсе считает, что взять и отсканировать учебники — это самый легкий компонент в ООР и предлагает нашему министру образования учесть интересы самих школьников.

«Интерактивные задания очень важны для учеников. Тут заложена игровая деятельность. Формируется системное мышление детей. Его память фотографирует визуализацию, представленную в электронном учебнике, и это способствует запоминанию. Это повышает интерес детей к учебе. Результат такой практики в нашей стране — это то, что троечники стали хорошистами», — подчеркнула она.

Не совсем ООР

К сожалению, в Кыргызстане пока внедрять открытые образовательные ресурсы будут только в школах. В проекте Концепции ООР сделан упор на издание только электронных учебников.

Ради справделивости стоит заметить, что в проекте написано о создании общенационального хранилища полнотекстовых версий учебных, учебно-методических и научных материалов с открытым доступом.

Данное хранилище должно стать центром обмена информацией (цифровой библиотекой) для образовательного контента, способствуя широкому распространению образовательных материалов, выпущенных под открытой лицензией в Кыргызстане. Размещение хранилища рекомендуется реализовать на базе Национальной библиотеки.

Доступные видео — лекции, виртуальные туры по музеям и электронные библиотеки — пока лишь останутся в планах по внедрению ООР в Кыргызстане. Студенты и школьники могут пользоваться существующими открытыми образовательными ресурсами. Однако, чтобы найти хороший ресурс, нужно будет потратить огромное количество времени.

«Мне кажется, что проблема у нас не с количеством открытых образовательных ресурсов , а с их качеством. И усугубляется эта проблема еще и тем, что найти действительно хорошие ресурсы под кучей «цифрового образовательного сора» неимоверно трудно. Хотелось бы какую-то систему комментирования, «плюсования», рекомендаций, чтобы зашел на соответствующий сайт и сразу увидел: вот за этот курс поблагодарили 1500 пользователей…», — говорит студент Кыргызско-Славянского университета Илья Потешный.

Открытые образовательные ресурсы продолжат свое существование, и все больше университетов будут предоставлять доступ всем желающим к своим ресурсам. Значит ли это, что любой человек сможет получить диплом Гарварда, не посещая лекции и учась в другой стране? Звучит утопично, но перед этим не стоит каких-либо значимых препятствий. Тем более, что сейчас существуют в Гарварде платные летние курсы, которые можно пройти онлайн и получить диплом после сдачи экзаменов. Если абитуриент обладает достаточными знаниями и навыками, то почему бы не дать ему такую возможность.

Первые шаги

В Кыргызстане начали разработку полноценного электронного учебного материала для школ. Это будет учебник кыргызского языка для 7 класса. Его разработкой занимается компания  IT-Attractor. Финансирует данный проект Фонд «Сорос — Кыргызстан» . Разрабатывается специальный софт, который соответствует всем стандартам образования.

«Наша идея была создать такой инструмент, который позволил бы создать учебник в привычном всем виде, но и также заложить функции добавления медийного контента: произношение слов, встроенные звуковые упражнения, визуализация. На первом этапе проекта мы также разрабатываем проигрыватели на платформе Windows и Android. Этот учебник будет проигрываться на этих платформах. Также пользоваться им можно будет на обычном стационарном компьютере», — сообщил представитель компании IT-Attractor Вадим Глебов.

Примечательно, что сам учитель будет создавать учебник, который безусловно пройдет проверку в министерстве образования. Сам по себе редактор представляет HTML- документ 5 версии. Как отмечает Вадим Глебов, будет создан понятный редактор, чтобы каждый учитель мог им пользоваться.

Разработчики предусмотрели, чтобы учебником могли пользоваться учителя и школьники в отдаленных уголках нашей страны.

«Учебник будет разработан таким образом, чтобы его можно было скачать в Сети и просматривать без Интернета. Педагогу или школьнику надо будет просто один раз скачать его или установить с диска на компьютер», — пояснил Вадим Глебов.

На издание такого учебника разработчикам дали 7 месяцев . В декабре будет презентован медийный контент, который будет использован в этом учебнике.

Дальнейшая судьба открытых образовательных ресурсов зависит от многих факторов. С одной стороны, можно говорить о том, что такие сайты дадут возможность людям из малообеспеченных семей получать качественное образование. Эксперты отмечают, что развитие подобных ресурсов в Кыргызстане пойдет в двух направлениях — бесплатное качественное дополнение к образованию и полноценные платные онлайн-курсы с возможностью получения сертификата. Но для получения диплома или сертификата нужно будет всегда платить. В самом определении ООР упоминается лишь свободный доступ к знаниям, а оценка и

выдача сертификата – это уже вопросы перспектив развития онлайн-обучения.